Архитекторы Москвы
Облик Москвы создавался не только архитектурными стилями и правителями, но и конкретными художниками/авторами. Некоторые из них внесли значительный вклад в мировую архитектурную мысль. Особенно это касается периода конструктивизма – в нём Москва превзошла большинство городов мира в части реализации идей этого стиля. Лицо Москвы, конечно, очень эклектично. Однако это не означает, что здесь все строили что хотели. Наоборот, каким-то парадоксальным образом архитекторы разных лет придумывали, как вписать свои новые постройки в этот «хаотичный» город. Алексей Щусев умудрился построить Мавзолей Ленина на Красной площади так, чтобы не перекрыть её (по сути, Мавзолей даже не стоит на исторической Красной площади, но на засыпанном рву). Фёдор Шехтель и Лев Кекушев за крайне короткий период времени подарили городу образцы стиля ар-нуво, переосмыслив его в русских традициях. Константин Мельников считал себя «вне стилей», однако для поклонников конструктивизма является безусловной его иконой.
Ниже – некоторые из выдающихся московских архитекторов, творчество и судьбу которых интересно открыть во время путешествия в Москву.
Мы проводим экскурсии по архитектуре Москвы для иностранных гостей на основных европейских языках.
Константин Мельников
Константин Мельников - (1890-1974) - икона советского авангарда. Прославился независимостью творческого языка и смелыми экспериментами с формой. Его советский павильон из дерева и стекла на международной выставке в Париже 1925 снискал мировое признание (а через этот павильон получило первое признание молодое советское государство), рабочий клуб Русакова фигурирует во всех книгах по советскому авангарду, а личный дом архитектора в Кривоарбатском переулке 1929 года по сей день кажется слишком современным, с его цилиндрическими стенами, прорезанными десятками шестиугольных окон.
Узнать подробнее о творчестве одного из ключевых архитекторов своей эпохи и познакомиться с его постройками в Москве (от гаражей и рабочих клубов до нереализованных проектов) Ваши гости смогут в рамках экскурсии по Московскому Конструктивизму, которую мы проводим на английском, французском, испанском, немецком и португальском языках.
Важно отметить, что посещение дома К.Мельникова (относится к музею архитектуры им.Щусева) возможно по заблаговременной записи.
Алексей Щусев
Алексей Щусев (1873-1949) академик архитектуры, попробовавший себя во всех стилях. До революции он реставрировал и строил церкви, после 1917 года возводил гостиницы и министерства в актуальном стиле конструктивизм (стиль эстетически родственный немецкому Баухаусу и голландскому Де Стилю). Когда с приходом Сталина авангард вышел из моды, Щусев возглавил направление, вобравшее в себя элементы классической архитектуры, барокко и готики. В просторечье этот стиль называют «сталинским». Щусев является автором построек в самых разных стилях. Особенный интерес представляет мавзолей Ленина на Красной площади, станция метро "Комсомольская" и Казанский вокзал. Напомним, что и государственный музей Архитектуры носит имя Алексея Щусева.
Борис Иофан
Борис Иофан (1891-1976) - "придворный" любимый архитектор Сталина. Родившись в Одессе и получив образование в Италии (в Риме есть несколько домов Иофана) архитектор вернулся в новую страну – Советскую Россию. Он стал автором многих знаковых проектов советской Москвы, начиная с первого правительственного дома – «Дома на Набережной», проекта Рабочего и Колхозницы. Он же победил в конкурсе на главную постройку Сталина - 400-метровый Дворец Советов в форме пьедестала под гигантскую статую Ленина. Повороты судьбы Иофана были неоднозначны, а главный проект его жизни (Дворец Советов) так и не был реализован. Историю архитектора с посещением его главных работ в Москве вы услышите от нашего гида на тематической экскурсии.
Лев Кекушев
Лев Кекушев – (1862-1913/19 – неизвестно). Архитектор московского модерна, во многом определивший индивидуальность этого направления в Москве. За короткий творческий период создал в Москве немало ярких зданий, а часть творческого наследия до сих пор выявляется. Среди главных проектов – гостиница «Метрополь» (1905 г.), Доходный дом Исакова (1906 г.), особняки Миндовского и Носова. После 1905 года архитектор практически исчезает, новых работ не появляется. Точная дата смерти и место захоронения неизвестны.
Фёдор Шехтель
Фёдор Шехтель (1859-1926) – можно утверждать, что работа Шехтеля во многом определила облик Москвы и работу других русских зодчих. Архитектор работал во многих стилях: готическом, русском, византийском, однако мировую славу приобрел как гений русского модерна: Ярославский вокзал (1902 г.), Особняк Рябушинского (1900 г.), типография «Утро России» (1909 г.) и другие яркие постройки в самых разных жанрах и самого разного назначения. От частных усадеб, до промышленных зданий и мавзолеев и надгробий на московских кладбищах. Талант архитектора был разносторонним: он разрабатывал эскизы, работал художником в журналах и сценографом для театральных постановок. Он автор знаменитой «Чайки», ставшей эмблемой МХТ им. Чехова. Собственно, и само здание МХТ, включая внутреннюю планировку здания, выполнил Шехтель. Виртуоз форм и стилей, после революции Шехтель оказался невостребованным архитектором. Самый престижный архитектор начала века умер в нищете в 1926 году.
Алексей Душкин
Алексей Душкин – (1903-1977). Один из главных архитекторов советской Москвы, оставивший особенно яркий след в архитектуре московского метро: автор таких знаковых станций, как «Маяковская» (1938 г.), «Дворец Советов» (ныне – «Кропоткинская», 1935 г.), «Площадь Революции» (1938 г.), «Новослободская» (1952 г.). Специалисты отмечают, что Душкину удалось то, что многим в метро не удавалось: создать ощущение полета и нахождения не под землей, а наземном пространстве. «Небо» станции «Маяковская», витражи на «Новослободской», Столбы-подсвечники на «Кропоткинской» - Душкин применил многие новаторские приемы в работе с трудным подземным пространством. Станции его авторства – лучшие в московском метро. Он же автор одной из 7 сталинских высоток в Москве – на Красных Воротах.