Московский конструктивизм
Пожалуй, это единственная эпоха для Москвы (1920е годы), когда столица РСФСР оказалась в авангарде мировой архитектуры. Если за рубежом большинство идей конструктивистов и рационалистов обсуждались на выставках и профессиональных журналах, то в советской России всё быстро перешло в практическую плоскость и приняло сразу огромные масштабы – как это свойственно национальному характеру. После революции страна торопилась всё строить, а не обсуждать.
Архитектура конструктивизма не просто удовлетворяла нужды и прихоти населения. Наоборот, она конструировала жизнь населения, а архитектор возводился в ранг творца этой жизни.
Новые формы жизни при коммунизме требовали новых зданий, появились фабрики-кухни, дома-коммуны, хлебзаводы, рабочие клубы, гаражи. В этих новых формах должно было разместиться новое содержание. А уж что из этого получилось – предмет нашего разговора на экскурсиях.
Постройки этой короткой и яркой эпохи несколько затерялись в сталинской Москве, но экскурсии по конструктивизму набирают обороты. Ключевые авторы эпохи – Константин Мельников, Братья Веснины, Моисей Гинзбург, Илья Голосов.
Ниже на этой странице – некоторые примеры московского конструктивизма.
Бахметьевский гараж
Бахметьевский гараж – (архитекторы К. Мельников и В. Шухов, 1927 г.). Здание построено для автобусного парка. Незаурядная архитектура здания принадлежит одному из главных архитекторов авангарда К.Мельникову. Как и другие шедевры Мельникова, гараж является индивидуальным проектом, впитавшим опыт архитектора при проектировании гаражей в Париже. Здание уникально как по своему изначальному плану размещения автобусов, так и по металлическим перекрытиям кровли выдающегося русского инженера В. Шухова. В 90-е годы 20-го века гараж утратил свое первичное назначение и превратился в популярную культурную площадку, на которой в 2008 году разместился Центр современной культуры «Гараж», а в 2012м – Еврейский музей и центр толерантности.
Клуб им. Русакова
Клуб им. Русакова - (архитектор К.Мельников, 1929 г.) – пожалуй, наиболее известный из рабочих клубов Мельникова, вошедший в мировую библиотеку советского авангарда. Решение невиданное для того времени – зрительский зал представляет собой 3 ложи-балкона, выступающие наружу здания. Не говоря о том, что каждый из балконов зрителей мог превращаться в отдельный зал при необходимости (идея трансформера). Известно, что получив чертежи клуба, городское начальство отказалось их подписывать: трудно было представить реальность воплощения такого замысла. Однако проект настолько понравился заказчику (Союз коммунальников), что его отстояли на уровне Моссовета и утвердили. Сегодня в здании клуба располагается драматический театр. Мельников явно опережал время и эпоху: его проекты требовали сложных инженерных расчетов и поиска материалов. Известно, что на примере клуба им.Русакова в советской архитектуре впервые были применены многие инженерные технологии.
Клуб завода Каучук
Клуб завода Каучук – (архитектор К.Мельников, 1929 г.) – клуб для рабочих ныне уже несуществующего химического завода «Каучук», располагавшегося неподалеку. Очередной шедевр К.Мельникова, создавшего не столько «храм искусства» для рабочих, сколько новый оригинальный клуб с индивидуальным архитектурным решением: трехъярусный цилиндрический зал, индустриальные мотивы, наружные лестницы, яркий фасад. По замыслу автора, клуб должен быть таким, чтобы после трудового дня рабочему хотелось пойти в клуб, а не домой. Специалисты отмечают, что несмотря на видимый упор на необычный внешний облик здания, Мельников делал это не в ущерб его функциональному назначению: все внутреннее пространство клуба было продумано до мелочей и очень рационально.
Дом-коммуна М.Гинзбурга
Дом-коммуна М.Гинзбурга – (1930) – экспериментальный жилой дом для сотрудников Наркомата Финансов, воплощение утопии о счастливой жизни в коллективе: предполагалось, что личное пространство человеку нужно только для сна; все остальное время он проводит в коллективе, занимаясь спортом, читая, играя, воспитывая детей. Новый человек освобожден от старого быта – питается в столовой, стирает в прачечной; «дом-идеология» уничтожает сам институт семьи и создан для нового человека. Сегодня дом Наркомфина находится под угрозой исчезновения. Многочисленные градозащитные организации борются за его спасение как уникального памятника конструктивизма мирового значения.
Внук М. Гинзбурга, Алексей Гинзбург, возглавляет «Фонд Наркомфина» по спасению дома.
Мы проводим экскурсии с гидом на английском, французском, испанском, немецком языках по наследию московского конструктивизма, посещение дома Наркомфина в рамках такого маршрута неизбежно.